Развитие речи у ребенка. Нарушения и задержки

16 июня 2016 Нет комментариев

Child photo@JayНа протяжении периода детства ребенок будет сталкиваться со множеством различных способов и методов обучения самым разным навыкам. Одним из самых важных является способность научиться правильно говорить. После рождения, с окончанием периода слез и криков, ребенок будет испытывать потребность в общении. Начиная с произнесения нескольких простых слов, он через несколько лет начнет общаться с окружающими посредством речи. Иногда этот шаг для детей не является легким. На этом пути могут возникнуть некоторые препятствия, для преодоления которых приходится прикладывать немалые усилия.

Чтобы лучше понять процесс развития речи ребенка, сравним его с парадной лестницей. Чтобы добраться до вершины, ребенок должен подниматься вверх шаг за шагом. При этом он нуждается в помощи взрослых, которые поддерживают и поощряют его. Прежде всего, необходимо в этом процессе идти в ногу с ребенком и уважать тот факт, что некоторым детям требуется больше времени, чтобы достичь вершины. На пути могут возникнуть некоторые трудности, поэтому ребенку, возможно, придется больше времени проводить на каждом этапе. Это может быть связано как с задержкой речевого развития, так и с его нарушением. В чем разница?

Нарушения и задержки речевого развития

Нарушения и задержки речевого развития – это разные ситуации и имеют разные причины. Говоря о нарушениях речевого развития, можно выделить, среди прочих, заикание и афазию. Последняя возникает при органических поражениях участков коры головного мозга, ответственных за речь (травмы, опухоли, инсульты, воспалительные заболевания головного мозга, психические заболевания). В таких случаях требуется консультация соответствующих врачей-специалистов в современной и многопрофильной детской поликлинике. При задержке речевого развития ребенок запаздывает в развитии речи по сравнению с другими детьми, ему просто нужно больше времени, чтобы научиться правильно говорить.

При задержке речевого развития велика роль как родителей, так и педагогов (воспитателей в детском саду, учителей в школе). Родители часто привыкают к неправильной или плохо развитой речи своих детей и начинают их хорошо понимать. Педагоги же наблюдают ребенка в коллективе, среди сверстников в различных повседневных ситуациях. Педагог должен внимательно наблюдать за ребенком и информировать родителей о своих наблюдениях, давать советы, которые помогли бы развить его речь и помочь его общению с окружающими. И родители, и педагоги должны способствовать тому, чтобы дети с отставаниями в развитии речи периодически проходили осмотр у детского логопеда, и в случае необходимости, получали соответствующую помощь в виде занятий.

Когда же требуется консультация детского врача при нарушениях развития речи у ребенка?

Имеется ряд внешних признаков, на основании которых можно подозревать нарушения речевого развития у ребенка. Например:
— есть подозрения, что он плохо слышит (родителям необходимо следить, как он реагирует, когда его зовут, или как он реагирует на внезапные громкие звуки);
— у него отсутствует зрительный контакт с человеком, который с ним разговаривает;
— ребенок в возрасте 2-х лет и старше выражает свои мысли только с помощью жестов;
— если задержка речи длится несколько месяцев (по сравнению с нормальным развитием).

Практические советы родителям для стимулирования развития речи у ребенка

Использовать как можно больше практического материала, который можно найти в вашей квартире. Это может быть содержимое шкафов, ящиков, полок, различные игрушки и вообще любые предметы, находящиеся в комнате. Маленьким детям надо показывать и называть эти предметы, стараться, чтобы они сами начали их называть. Можно использовать карточки и книжки с картинками, показывая и называя нарисованные предметы.

Смотреть слайды, фоторепортажи, сопровождаемые текстом или песнями.

Создать ребенку уголок для чтения, куда положить красочные книги, в которых больше рисунков, чем текста. Дети должны ими заинтересоваться и регулярно их рассматривать. Выбирайте ту тематику, которая наиболее интересна именно вашему ребенку. Причем желательно, чтобы эти книжки или журналы были в хорошем состоянии, не повреждены. Тогда ребенку будет приятно взять их в руки.

Можно вырезать интересующие ребенка картинки или фотографии из книжки и сдать из них книжку-самоделку.

При изучении новых слов дети должны сопоставлять изображение со звуками, которые его обозначают. Поэтому можно, например, разложить изображения предметов (большого размера на столе) и, называя их, попросить ребенка найти соответствующую картинку.

Когда ребенок испытывает речевые затруднения, его нельзя ругать, а, наоборот, необходимо всячески поощрять малейшие его успехи. Не сравнивайте его с другими детьми («Вот, Петя уже говорит «бетономешалка», а ты все еще не можешь!»). Сравнивайте его с ним же самим, когда он еще не мог сказать то, что умеет говорить сейчас. Хвалите его как можно чаще и говорите с ним на те темы, которые ему интересны.

Дети очень любят подражать. И вы должны быть для него моделью для подражания. Говорите медленно, простыми предложениями, состоящими всего из нескольких слов. Используйте жесты, соответствующие этим предложениям.

Если у ребенка есть трудности в произнесении какого-то определенного звука, старайтесь выделять этот звук, когда разговариваете с ним (но не впадайте в преувеличение).

Придумайте какие-то уловки, которые помогут заставить ребенка делать упражнения для укрепления мышц рта.

Попробуйте иногда не говорить, а петь. Иногда это воспринимается маленькими детьми лучше.

Используйте рифмы, стихи. Иногда можно найти разные смешные слова, которые начинаются с проблемного для ребенка звука.

Лечение детей: современный детский медицинский центр «Маркушка».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *